21 февраля 2019, четверг
Областные новости
21.02.2019
В рамках VI Регионального чемпионата «Молодые профессионалы», который пройдет с 1 по 5 марта в Пензе, на площадке компетенции «Кирпичная кладка» впервые пройдут соревнования по стандартам WSR «Навыки мудрых» для специалистов возрастной категории 50+.
20.02.2019
20 февраля 2019 года в Пермском городском дворце культуры имени А.Г.Солдатова состоялось торжественное награждение победителей XVII Международного слета юных патриотов «Равнение на Победу!». Мероприятие проводится при поддержке полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе Игоря Комарова и правительства Пермского края.

Горячая линия

Loading...

Социальная сфера

04.02.2019

ТЫ С ПРОБЛЕМОЙ НЕ ОДИН НА ОДИН

Если в цифрах, то, например, всего в 2018 году в него обратились 3590 человек, в том числе 1353 несовершеннолетних, 1604 родителя.

Кабинет существует 2,5 года, за это время его специалисты утвердились в востребованности своей работы. Возникла даже необходимость организации метод-объединения педагогов-психологов. В ноябре его члены провели свою первую встречу, она стала площадкой для обмена опытом, выстраивания работы с образовательными учреждениями. По словам педагога-психолога районного базового психолого-педагогического кабинета Натальи Яковлевой, вызывает сожаление тот факт, что не во всех школах и детских садах психологи работают на полной ставке. Этим могут похвалиться только городские школы №1, 7, 8, 9 и детсад №1. Почему важно, чтобы ставка была полной? Потому что объём работы психологов более чем внушительный, под их вниманием должны быть и дети, в том числе из группы риска или с ограниченными возможностями здоровья, и родители, и учителя.

Подростки протестуют - отмечают психологи. Впрочем, не надо быть специалистом, чтобы этого не видеть. Чего стоят только одни телевизионные новости о поведении старшеклассников и студентов. Во многом "протест" объясняется гормональной перестройкой, возрастом, "уважающим" максимализм. А для взрослых главное - не дать подростковому категоричному возражению перерасти во вседозволенность, выйти за рамки допустимого.

Девятиклассница совсем отказывается ходить в школу. Близкие повлиять не могут, подключились психологи. Девочка рассказывает, что хочет уехать в другой город. На что будет там жить? Говорит, что будет рисовать на улице. Но ведь так много не заработаешь, а надо платить за жильё и так далее. В общем, взрослые пытаются рассказать о трудностях, с которыми она может столкнуться. Подросток это понимает по-своему: "Значит, у меня нет выхода, как только покончить собой?" Ситуация на контроле.

   -В каждом случае наша работа начинается с диагностики, чтобы понять, с кем предстоит и необходимо работать - с ребёнком или родителями, - говорит Наталья Николаевна. - У нас нет волшебной палочки, которая бы все проблемы решала легко и быстро. Нужно время, чтобы пройти всё шаг за шагом и помочь.

   Ещё в 2016-м во внимании кабинета оказался мальчик, у которого трудности в школе. "Мне не повезло с клас-сным руководителем", - считает он. В беседах с психологом он только кивал головой, со всем соглашался. Но начинался следующий день, и ничего не менялось.

   В итоге потребовалось полтора года, чтобы ребёнок начал проговаривать свои проблемы и стал больше доверять психологу. Ситуация небыстро, но меняется к лучшему.

   Педагог-психолог Галина Рябова и социальный педагог Татьяна Литвинова больше работают с приёмными семьями. В них, как показывает практика, свои трудности.

   -До того, как попасть в приёмную семью, дети, как правило, уже видели жестокость, агрессию, насилие. Пусть даже не по отношению к себе, - рассказывает Галина Викторовна. - Поэтому первое, что нам всегда предстоит, - убрать стресс, "залечить" рану от потери родителей.

   Специалисты этого консультативного пункта работают с шестью районами области - это со 161 семьёй, с 279 детьми. В Камен-ском районе сегодня 37 приёмных семей, в них воспитывается 72 ребёнка. Семьи, как правило, проходят общий стандартный путь: адаптация друг к другу, "медовый месяц", когда всё хорошо, потом же дети начинают проверять, не лучшим образом себя ведя, насколько их любят, а готовы ли их принимать такими, какие они есть, и, только когда ребёнок внутренне убедился в защите и поддержке новых родителей, воцаряются полные доверительные и счастливые отношения. Хотя и много общего, как уже отмечалось, но сложности у всех разные, универсального их решения не существует. Школьные и трудности социализации, поведенческие отклонения, невзаимопонимание с близкими - лишь малое с чем приходится сталкиваться.

   Специалисты базового психолого-педагогического кабинета говорят ещё об одной проблеме. В разрешении вопросов между учеником и учителем второй уверен, что он всегда прав. Педагоги-психологи наблюдают профессиональное выгорание учителей. Конечно, не всех, но тем не менее. У кого-то оно происходит на фоне личных проблем, у кого-то по причине усталости - большой стаж работы, загрузка документацией, завышенные требования к ученикам и их родителям. Настоящий учитель работает над собой всё время пребывания в профессии, иначе не достичь положительного результата ни в образовании, ни в воспитании молодого поколения.

   Родителей же призывают быть внимательными к своим детям, чувствовать их настроение и переживания. Тогда не придётся разводить руками: "Не вижу выхода из ситуации".

Ольга КРОТОВА.